« НазадМОЖНО ЛИ САМОМУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЧАРДЖБЭКОМ В БАНК? 06.08.2020 19:58Как было указано нами в предыдущих статьях, процедура чарджбэк, т.е. возвратный платеж, регламентирована международными платежными системами VISA и MasterCard; обратиться за ней можно только один раз; с момента перевода денежных средств до обращения за возвратом не должно пройти более 540 дней. Данная процедура действует во всех странах, где используются банковские карты указанных международных платежных систем. Процедура позволяет вернуть Покупателю деньги за оплаченный, но не полученный товар или услугу, в том числе осуществить возврат от недобросовестного брокера. Однако, по Правилам МПС Покупатель не может самостоятельно обратиться в Платежную систему, а обязан подать заявление на чарджбэк в свой банк, выпустивший для него карту (банк-эмитент), который направит диспут в международную платежную систему для оспаривания переводов. Не самым положительным является тот момент, что банки-эмитенты, при выпуске карты и передаче её клиенту, не информируют клиента о возможности возвращать деньги по процедуре чарджбэк. Данная процедура практически никак не освещается и не рекламируется в средствах массовой информации. Как правило, люди узнают о ней из интернета и в основном после того, как произошла потеря денежных средств. Тем самым грамотность населения в этой сфере является очень не высокой. Теоретически с заявлением на чарджбэк в свой банк-эмитент лицо может обратиться самостоятельно, ему будет предложен для заполнения образец или бланк заявления, который необходимо заполнить. На первый взгляд заполнение заявления не вызовет трудностей.
Однако, принимая решение об обращении в банк с указанным заявлением, необходимо помнить, что Правила возврата денежных средств разработаны международными платежными системами с учетом законодательства иных стран, а именно тех стран, где находятся главные офисы международных платежных систем. Не все пункты данных Правил включены в законодательство Российской Федерации, что дает возможность банку-эмитенту отказывать в приеме заявления на чарджбэк и в возврате денежных средства, обосновывая тем, что чарджбэк не является банковской услугой или обязанностью банка по законодательству РФ. Либо транзакция не является спорной. Почему так происходит? Одно из основных положений Правил МПС устанавливает, что принятие заявление на чарджбэк и запуск данной процедуры – это ПРАВО, а не ОБЯЗАННОСТЬ банка-эмитента. Т.е. Ваш банк, принимая от Вас заявление на чарджбэк, по своему собственному усмотрению принимает решение о том, является ли транзакция спорной и есть ли необходимость инициировать спор и направлять претензию. Банку-эквайеру (банку, обслуживающему Получателя денежных средств). Поскольку банк-эмитент при запуске чарджбэка также несет некоторые затраты средств, времени и человеческих ресурсов, а заявление на чарджбэк имеет свои нюансы и тонкости - не сложно догадаться, что банк не охотно принимает заявления на чарджбэк и изыщет любые формальные причины для отказа в запуске данной процедуры. Именно поэтому за помощью в возврате денежных средств необходимо обращаться к профессионалам, которые опытным путем изучили требования каждого эмитента и точно знают, каким образом должно быть составлено заявление на чарджбэк и какие должны быть приложены документы для того, чтобы у банка не было ни малейшего основания к отказу в принятии заявления и запуске процедуры чарджбэк.
Далее следует отметить, что составление убедительного заявления на чарджбэк для своего банка –эмитента – это еще половина дела. В цепочке рассмотрения спора о возврате средств следующим звеном выступает банк-эквайер, т.е. банк, который обслуживает счет Покупателя (брокера). Эквайер также принимает самостоятельное решение о принудительном списании средств со счета брокера и возврате их Держателю карты. Таким образом, заявление на чарджбэк и сбор доказательств должны быть убедительными и обоснованными для двух банков. Составление заявления в банк и сбор подтверждающих документов в каждом случае имеет свои особенности. Здесь нет и не может быть каких-то общих образцов. Каждая ситуация должна быть проанализирована и проработана индивидуально. Индивидуальный подход к каждой ситуации – основное правило работы нашей команды. |